на форум главная о нас

лекции по теологии

Большой взрыв и «Теогония» Гесиода



Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8

 

Часть 1

Кто бы другой давно привык, а меня не перестают удивлять интеллигентные люди, которые не верят в реальность осени. То есть, конечно, — говорят они, — пожелтение листьев имеет место быть из-за уменьшения количества хлорофилла; сокращение продолжительности светового дня вполне реально, да и с фактом падения среднесуточной температуры никто серьёзно не спорит... А вот осень... Это, скорее всего, выдумка древних романтиков, живших до изобретения спиртового термометра. Эти романтики не могли дать объяснения самым обыкновенным явлениям природы, и в своём воображении зачастую наивно очеловечивали их: «пришла осень», «...Осень вечно права...»", «Осень — красотка в любую погоду...»", и даже «Осень, рыжая подружка».
Когда эта публика, наконец, отмораживает себе зады с наступлением ноябрьских холодов, грустно говорят (сами отмороженные Ниф-Нифы и говорят, кто ж ещё) о скептицизме, нигилизме, и «кризисе рационализма». Разум, де, зашел у них в какой-то тупик, непознаваемость мира холодит сквозь летние штаны, и всё в том же духе.
Только враньё это, про кризис и тупик того, чего у тебя никогда не бывало. Можно ли при наличии действующего разума признавать наличие солдат, офицеров, генералов, оружия и боевой техники, а в существование армии не верить? Верить в существование огурцов, помидоров, картошки, грядок, овощеводов, а происхождение общего понятия «овощеводство» всерьёз выводить из «синкретических форм первобытного сознания», и этому подобных терминологических фиговых листков своей глупости?
Может быть, не будем стесняться использовать общие понятия? К примеру: если уж существуют покупки, продажи, товарооборот, финансовые потоки, и даже мировая торговля, то почему бы всё это не поименовать одним общим древним термином «Бог Меркурий»? Чувствуете натяжку? Но это просто потому, что арифметическая сумма всех этих частей ещё не представляет собой целого, одушевлённого, действующего и предельно антропоморфного пройдоху-Меркурия.
Тут самое время для дальнейшего разговора ввести полезное понятие эгрегор, на которое стоит временно опереться. Не секрет ведь, что при определённом расположении неких составных частей они образуют некое функциональное целое, не являющееся, как и положено, простой арифметической суммой составных частей. Ну, например, при образовании молекулы из атомов, возникают молекулярные электронные орбитали, и, соответственно, новые свойства молекулы, которых не было у исходных атомов, как ещё со школы нам знакомый Бутлеров заметил. Ещё актуальнее для нас пример образования многоклеточного организма. Он, мягко говоря, сильно отличается от суммы своих клеток, и активно влияет на каждую из них, отслеживает изменения и защищает своё постоянство. Взглянем на соотношение животного и биоценоза, в котором оно обитает, наконец, на соотношение человека и социума... И биоценоз, и социум, это - функциональное и (внимание!) энергетическое единство. Энергетическое, то есть обладающее своим собственным ресурсом, не-сво-ди-мым к ресурсам отдельных особей или индивидов. Вот такое единство, функциональное и энергетическое, такой над-организм мы и станем пока называть эгрегор. Он влияет на каждую из своих составных частей, он имеет собственную внутреннюю организацию, часто многоуровневую и сложную, собственную историю развития, собственную волю, в конце концов, хотя бы как возможность развития по нескольким альтернативным сценариям.
Налицо воздействие индивида на эгрегор и воздействие эгрегора на все и на любую свою составную часть. Обратная, так сказать, связь. Знаете, как перевести "обратную связь" на латинский язык? "RE-LIGIO"! Нам известно немного другое значение этого слова, ведь ещё сами римляне добавили в термин много, с одной стороны морализаторской, а с другой стороны — потусторонней мути. А буквально это, ещё раз, не более чем "обратная связь": способы поведения человека, адекватные социальному и природному эгрегору, технологии информационного обмена с эгрегором, действия по энергетическому усилению эгрегора, правила локального использования возможностей эгрегора индивидом, чтобы в нужный момент получить "защиту и покровительство". Удивительное дело, но древние, похоже, считали, будто и в самом деле это покровительство получают, отчего и были "детской верою полны" во всякие порождения своего "неразвитого" сознания.
Вместо этих древних представим-ка себе (столь же безмозглый, как послушать некоторых историков) лимфоцит, распознавший рядом с собой какие-нибудь опасно видоизменённые, раковые клетки. Полный праведного гнева вопит жрец-лимфоцит на своём химическом языке, к Великому Богу-иммунитету взывает. Хоть целиком он Иммунитета никогда не видел, а ведь "верит" по-своему, что Иммунитет услышит и направит воинство лейкоцитов со своего рода огненными мечами обращающимися, которые придут (чудесным образом, ясное дело) из "потусторонних" мест организма, и обрушат карающие десницы на опасных уродов... Может, и наивна лимфоцитова вера, может и смешна, но ведь всегда так и происходит. А если ломается пресловутая Religio, двусторонняя связь между целым и частями, то вырастет опухоль, пустит метастазы, и крякнет весь организм вместе со всеми своими функциями и клетками... Это практический вопрос выживания, а не какой-то там "веры". Не умеешь работать с Целым, добиться его ответа, учитывать его законы и правила — не жилец.

Часть 2

Так вот, по-моему, древние римляне были людьми очень и очень прагматичными. Не могу представить, чтобы суровые вояки и загорелые земледельцы рассусоливали на темы "экстатического слияния с божеством" или "спасения" чего-то то ли существующего, то ли нет: таких идиотов в зародыше задавили бы соседи-этруски. Нужно было а) собирать урожаи и б) бить врагов. Соответственно, Religio должна в первую очередь это обеспечивать. И ведь обеспечила! Из обнесённой стеной большой деревухи выросла, не спеша и неотвратимо, как могучее дерево, величайшая империя мира. Ниже вспомним ещё яркие исторические примеры этого впечатляющего поэтапного "обеспечения".
И древние греки, были, по-моему, людьми очень и очень материалистичными, без "потустороннего" тумана и дурмана в головах, волшебным образом разделяющего мир на жутко низменное "мирское" и патетически возвышенное "духовное".
Персонифицированные эллинами принципы и свойства Вселенной, биосферы, атмосферы, флоры, фауны, интеллекта, социума образуют вместе подкупающе логичную картину мироздания. Своеобразный учебный комикс, исполненный в ярких мифологических образах и рассказывающий о Космосе и Человеке.
Что бы не быть голословными, вспомним их конкретных богов. Пробежимся, так сказать по эгрегорам, которые традиционно выделяли и с которыми работали тогдашние жрецы, да и просто адекватные знающие граждане, например знаменитый крестьянин и поэт Гесиод. Откроем его "Теогонию" (пер. В. Вересаева).
В начале труда автор ссылается на источник своего поэтического вдохновения и теологического знания. Знания эти передали поэту, пасшему овец под горой Геликоном, Музы,
"Всё излагая подробно, что было, что есть и что будет,
Хором согласнозвучащим..."

Между прочим, от себя излагали. Нет упоминания, что они передают рассказы других богов, или официальную точку зрения Зевса. Это понятно. Они не вестники, как Гермес, не глашатаи. У дочерей Зевса и Мнемосины, с точки зрения древнего грека, своего авторитета хватает. О Зевсе попозже, а Мнемосина-память намного старше царя Олимпийцев, дочь непосредственно праотца Урана.
Ну и как эти родственные связи богов понимать нам, отягощённым разрозненной школьной и популярной информацией об отдельных достижениях науки за минувшие двести лет?
А давайте ради смеха договоримся, что впредь будем понимать мифы, по возможности, буквально и реально, не забывая о том, что мифические образы служили их создателям для обозначения каких-то совершенно конкретных реалий, как окружающего мира, так и индивидуальной и коллективной психики
Вот Шлиман когда-то понял буквально древний боевик в стихах, и раскопал Трою, хотя, как установили потом профессиональные археологи, и напортачил при раскопках.
В нашем случае буквальное понимание будет означать, что память — один из древнейших первопринципов вселенной, древнее Разума-Зевса и даже Времени-Крона. Музы, выходит, с точки зрения Гесиода представляют из себя проекции принципа Разума на принцип Памяти, которая может быть далеко не только разумной. Говорят же о двигательной, эмоциональной, физической памяти, да и о самых разных прочих. С Музами не пропадёшь в безднах памяти: они же разумно осознают все эти пласты своей матери-Мнемосины, и в состоянии перевести их, так сказать, в человеческую плоскость восприятия. Так что их теологические побасенки нужно по меньшей мере принять к сведению. Впрочем, "в рассказах искусные, дочери Зевса" не лишены чувства юмора и честно предупреждают не в меру доверчивых поэтов:
"Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.
Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем!"

Однако поспешим заняться занудным и простодушным анализом того, что с их подачи записал для своих земляков старина Гесиод.

Часть 3

"Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея..."

Так-так. Древнейшей сущностью, отличной от изначального Хаоса была Гея. Земля. Но, между прочим, ещё и Материя как таковая. Обратимся к более современному, тоже по-своему захватывающему и величественному мифу о Вселенной, созданному в недавно минувшем двадцатом веке, кстати, на основе опытных данных (наконец-то связный и самостоятельный европейский космогонический миф, до этого занимались повторением чужого или нарочитым убеганием в механистический материализм от чужого, казавшегося здравомыслящим людям полным бредом). Раз уж сравнивают между собой мифы разных времён и народов, как, например, шумерский миф о потопе с библейским потопом и Девкалионовым потопом греков, пойдём по этому скользкому пути и мы. Надёргаем-ка терминов из нового мифа и сопоставим с тем, о чём идёт речь в старом. Заранее прошу прощения у специалистов: недоступен автору математический язык, на котором новый миф излагали его создатели, следовательно, ниже возможны почерпнутые из научно-популярной литературы разнообразные упрощения и неточности.
Породила, значит, первичная Сингулярность Материю. В сингулярности (выделенном состоянии, о котором нельзя сказать ничего определённого, ни времени, ни пространства, ни материи в нашем понимании и с привычными нам свойствами там нет) возникла неким образом Гея-материя, началась наша Вселенная в результате так называемого... правильно! — Большого Взрыва. Заметим, о том, что было до Хаоса, Музы, и, соответственно, Гесиод умалчивают по некорректности такой постановки вопроса. Как обитатели своей Вселенной, мы не можем получить информацию о том, что было "до". Да и времени в сингулярности не существует. О каком же тут "до"?
Дальше упоминаются ещё несколько первопринципов: Тартар, Эрос, Ночь и Эреб, возникшие вместе с Геей-Материей из хаоса (позже у Гесиода даже описаны их взаимоотношения). Нам нелегко соотнести все их с понятиями нашего обычного опыта, а вот в математических моделях вселенной они, хотя бы некоторые, просто должны фигурировать как определённые свойства и законы нашей Вселенной. Эх, были бы Невтоны физики ещё и Пушкиными поэзии — рассказали бы!
Теперь картинки, как сказали бы физики, "ранней вселенной":
"Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звёздное Небо, Урана, чтоб точно покрыл её всюду..."

Две интересные философские детали. Во-первых, Уран-пространство — порождение Геи-материи, а не наоборот. Материя без пространства может существовать, и некогда, выходит, существовала, а вот пустое пространство без материи — нет: "чтоб точно покрыл её всюду...". Кто помнит историю физики, смейтесь: Музы не считают верной модель вечной и бесконечной вселенной с евклидовым пространством и однородным математическим временем, в которых, как рыбки в аквариуме плавают материальные объекты.
"Также ещё родила, ни к кому не всходивши на ложе
Шумное море бесплодное, Понт...

Весьма, между прочим, похоже на неперсонифицированный физический вакуум. Тоже ведь порождение Материи, один из её неотъемлемых в нынешней вселенной аспектов. И тоже без неё не существует, просто не бывает.
...................А потом, разделивши
Ложе с Ураном

Угу, пошли результаты взаимодействия Пространства и Материи, их дети, так сказать.
...........на свет Океан породила глубокий.
Коя и Крия, ещё-Гипериона и Иапета,
Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,
Златовенчаную Фебу и милую видом Тефию

Судя по детворе Гипериона: Гелиосу, Селене и розовоперстой Эос, — Гиперион сильно напоминает электромагнитное излучение как таковое... В пространстве "засуществовали" отдельно Рея-вещество (её в культах тоже нередко отождествляли с Землёй, как и Гею, однако наименования-то разные и заведомо не синонимичные, а иерархичные, одна мать, другая дочь) и Гиперион-излучение. Между прочим, отделение излучения от вещества оставило во вселенной след, ныне регистрируемый как т. н. "реликтовое излучение".

Часть 4

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный
Крон хитроумный.

Пришло Времечко! Из стиха видно, что немало первосущностей "довременные": Мнемосина-память, Фемида-космическое равновесие (юридические функции к ней пришили белыми нитками много-много позже). Крон же награжден эпитетами "ужасный" и "хитроумный", никакой в нём нет простоты и прямолинейности, напоминающей абсолютное равномерное математическое время, каким его считали учёные 18-19-го столетия.
И действительно, какие только извращения не творят создатели научных теорий для адекватного описания Его Величества Времени. Сначала оно стало относительным для каждого конкретного объекта и наблюдателя. В Общей теории относительности говорится об едином четырёхмерном пространстве-времени (а вот вредные Музы с этим не были согласны, может это теоретически удобное допущение, но философски оно ошибочно, иначе бы не говорилось об Уране и Кроносе как об отдельных, и даже противостоящих друг другу богах, между которыми разыгралась драма борьбы за власть). Есть теории начальных состояний вселенной, в которых раскладывают время на несколько координат, и в каждой из координат возможно как прямое, так и обратное направление движения. Такую координату называют мнимым временем, и по физическому смыслу оно ничем не отличается от направлений в пространстве (не удивительно: Уран уже был, а Крона не было). Физические законы вроде бы одинаковы при замене прямого времени на обратное, и для обоснования строгой однонаправленности "нашего" времени говорят о трёх так называемых "стрелах времени": термодинамической (движение к наиболее беспорядочному состоянию в любой системе), психологической (её определяет память о прошлом и, будь ты хоть четырежды Нострадамус, лишь вероятностный характер будущего) и космологической (наша вселенная расширяется, а при замене течения времени на противоположное сжималась бы).
Словом, учёным ещё предстоит поморщить лоб над математическими моделями и философскими описаниями времени. Однако в нашем распоряжении есть мифологически зарегистрированный факт: некогда вместо одной, пусть выделенной, или нескольких, пусть даже особенных, однонаправленных, координат древнего пространства появился самостоятельный космологический эгрегор, вселенская персона, "Крон хитроумный".
Все или почти все встреченные нами имена, позвольте предположить, не взяты автором "Теогонии" от фонаря, а являются наименованиями первичных, космологических эгрегоров, первопринципов вселенной. Как-то не верится, что древние эллины были идиотами, и десятилетиями возводили храмы, посвященные тому, чего нет, и содержали жрецов, общающихся со своими собственными галлюцинациями. Были же и культы и жрецы Урана, Крона, Эроса, и даже Ночи. И Фемиды и Мнемосины, кстати. Можно предположить, что все они дурили глупое население Балканского полуострова, создавшее великие образцы государственного устройства, литературы, скульптуры, архитектуры и философии (только в вопросах религии, значит, у них напрочь ум отшибало), или вся эта религиозная деятельность была чем-то вроде массовой культуры для нервических необремененных заботами античных дамочек, вроде теперешних гороскопов на последних страницах газет.
А можно высказать такую нелепую мысль: жрецы обладали технологиями взаимодействия с Пространством, Временем, Любовью, и т.д., и могли в практических целях это использовать, устойчиво и повторяемо, и достаточно много знали о предмете своей религиозной деятельности.
Пофантазируем о возможностях Кроновых жрецов. Если время выглядит для такого жреца рекой, пронизывающей всё во вселенной, то кто помешает этому умельцу устроить в реке маленький водоворот и локальный противоток? Конечно, всю реку вспять не повернуть (не попрёшь против расширения вселенной и термодинамических законов), да это в практических целях и не нужно. А отвести в сторону небольшой обводной канал да водрузить на нём некое религиозное "временное колесо" с "временной мельницей"? Это был бы тот ещё религиозный аттракцион с демонстрацией вполне закономерных чудес. Например, время от времени, простите за каламбур, появляются сообщения об экстрасенсах, которые умеют то разорванный зелёный листик целым сделать, то достаточно сложные поломанные приборы враз починить, то ранку на теле почти мгновенно заживляют... Может быть, это потому, что они поток времени локально меняют на обратный? Не верится? А я если во что и верю, так это в то, что время штука предельно загадочная и мутная, плохо изученная...Уж что что, а это можно считать доказанным современной физикой...
Или вот на реке времени за скромную плату жрец отмечает для клиента интересующее его пока не наступившее событие. Бакен, так сказать, ставит. А потом рекомендации даёт, какие гребки - поступки надо совершить, чтобы наступило событие побыстрее, или, наоборот, чтобы обплыть его десятой дорогой... Это он, как её, психотерапевтическую функцию религии продвигает, мошенник...
Биологическое время организма и опухоли протекает по-разному: опухоль активно растёт, если её клетки быстрее. Отними кронов жрец у них время, и справится организм! Ну а с психологическим временем вообще несложно манипулировать. Замедлил личное время, и сиди, наблюдай мир в мельчайших деталях, пока остальные и глазом не успели один раз моргнуть. Вон Кастанеда писал, что его вообще остановить можно... Просто массово это делать люди не умеют. Боятся неумолимого всеразрушающего времени, и не уделяют ему внимания. Заменяют жизнь в потоке времени только лишь подсчётом циклических процессов: дней, сезонов года, тик-таканья часов, наконец, ритмов коры своего собственного головного мозга. Разве удивительно, что они при этом теряют реальную обратную связь с живым Временем, а результаты её установления считают чудесами?

Часть 5

Среди Кроновых сестёр и братьев есть и иные черезвычайно занятные существа. Это трое циклопов, Бронт, Стероп и Арг, позже ковавшие для Зевса молнии. Из других источников известно, что обладали они примерно десятком или может быть дюжиной могучих рук на брата.
Но даже циклопов превзошли диковинностью облика ещё более убоищные порождения Материи и Пространства:
Также другие ещё родилися у Геи с Ураном
Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных,-
Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес-надменные чада.
Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый
Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов
По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.
Силой они неподступной и ростом большим обладали.

Откуда и зачем, интересно, столько подробностей про количество голов и рук великанов-гекатонхейров? Например, перечисляя порождения Ночи, автор ограничивается именами, и не упоминает цвета глаз и кудрей Печали, Обмана, Сладострастия, Скорби и тому подобных персонажей. А у сторуких - надо же - такие анатомические детали. Так, оказывается, они ещё появятся позже на мировой теологической сцене, хотя поначалу папа-Уран вверг их в тартар, не позволил этим, так сказать, силам свободно функционировать в развёрнутом пространстве.
Дальше следует эпизод известный. Как писал в "Мифах древней Греции" Кун, Крон "...хитростью низверг своего отца и отнял у него власть...". Да уж, хороша хитрость. Отхватил серпом папины гениталии и зашвырнул их куда подальше... И от них уже в последнем полёте появилось ещё несколько детей, среди которых Эринии-мстительницы и хорошо известная пенорожденная Афродита-Урания. Это финальный эпизод плодотворной деятельности Урана.
Ну а в наступившее Кроново царствование столько всего произошло, и оформилось такое море разнообразных природных сущностей, уже не космологических, а природных эгрегоров, по эту сторону границы-Океана, что просто глаза разбегаются, и нет никакой уверенности, дожили ли они все до наших дней, или остались в прошлом, стёртые неумолимым временем, подобно динозаврам. Сотни имён терпеливо перечисляет Гесиод! Но вот эти трое по сию пору точно живут и здравствуют, так как никуда не делись и очень медленно изменяются их ресурсообразующие объекты.
Фейя - великого Гелия с яркой Селеной и с Эос,
Льющею сладостный свет равно для людей земнородных
И для бессмертных богов, обитающих в небе широком,
С Гиперионом в любви сочетавшись, она породила.

Ну, всё правильно, возникновение звёзд и планетных систем процесс эволюционный, долгий, растянутый во времени, специально для неспешного Кронова царствования... С Гелием и Селеной всё понятно, это сущности Солнца и Луны. А вот Эос меня давно удивляла. Какая-то утренняя и вечерняя заря... У Солнца, извините, в недрах ядерные реакции, Луна-солидное тяготеющее тело, вон какие приливы и отливы на Земле вызывает. А где берёт свой ресурс третья сестра? Ну что можно поиметь с преломления лучей восходящего солнца в земной атмосфере? Как на таких энергетически скудных вещах эгрегор образовать? А ведь, судя по мифам - почитаемое ещё у ариев и могущественнейшее существо! Налажена была с ней обратная связь, и какой-то практический толк от этого получали.
Сами мифы и дали ответ: Эос возвещает скорый восход Гелия, а затем весь день сопровождает (!) его золотую колесницу по небу, часто называясь при этом уже Гемерой... В общем, замените-ка "богиня зари" на "богиня солнечной короны", и всё в тройке родичей станет логично: корона проецируется перед восходом на небе там же, где и заря. Но если тысячи людей сотни лет усердно верили, что Эос это именно заря, а не неведомая большинству из них тогда солнечная корона, именно к заре обращались, именно ей уделяли своё внимание, стоило бы на месте Эос "прихватить" себе и этот воздушно-розовый ресурс, создав из зари эдакого нерукотворного идола, зримую и понятную всем метеорологическую икону.
Когда Крон захватил власть, миропорядок изменился. Оскоплённый Уран был лишен возможности создавать новые подчиненные себе эгрегоры (свойства пространства стабилизировались и стали современными), а прочие сущности вовсю успешно плодились и скрещивались, претерпевая эволюционные изменения в потоке времени. У самого же Кроноса репродуктивная история вышла, как известно, презабавная и роковая.
Знал он от Геи-Земли и от звёздного Неба-Урана,
Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,
Как он сам ни могуч, - Умышленьем великого Зевса.
Вечно на страже, ребёнка, едва только на свет являлся,
Тотчас глотал он... А Рею брало неизбывное горе.

Время создаёт свои проекции, но не выделяет их в самостоятельные сущности. Меняется у реки или контур берегов, или рельеф дна (Рея-вещество, однако, в супругах!), и возникают в реке омуты или водовороты, или стремнины. Водоворот ведь штука совершенно конкретная, наблюдаемая. Да только не может он выпрыгнуть на берег и зажить там обособленной самостоятельной жизнью. Не отпускает река времени свои порождения... Долго сидели в животе у Крона старшие братья и сёстры Зевса, будущие Олимпийцы...
Тут на нашей сцене мироздания должен ненадолго опуститься занавес, и звездануть умопомрачительная ветвистая молния. Бдыць! трах-бабах!!!

Часть 6

Кем был младшенький сын Крона, создавший своё великое теологическое царство? И кем он остался в памяти нынешних людей?
П.Таранов пишет: " Зевс считался верховным богом, богом неба, дождя и грома"
Н.А. Кун справедливо называет Зевса "...правящий всей землёй и небом"
В толстом мифологическом словаре [14] сам А.Ф. Лосев говорит про Дия: "...Верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов..."
Роберт Грейвс в "Мифах древней Греции" приводит богатый мифологический материал, и много всего про Зевса приводит, да только не то, что он имеет какое-нибудь отношение к разуму.
Это уже интересно. Значит, про Урана все отмечают, что это "олицетворение неба", "бог звёздного неба". про Кроноса тоже говорят, что "Позднее греки стали толковать Имя Крон как Хронос - "отец-время" с его неумолимым серпом" (Р. Грейвс), что "...народная этимология сблизила имя Крона с наименованием времени, Хроносом. В римской мифологии Крон известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени" (А.Ф.Лосев). А про Зевса... Ну хоть бы один кто из мифологов, хоть слово! Что же это за заговор молчания?
Характеризуя Зевса, взять и не вспомнить о принципе разума как таковом! Да это всё равно, что в исторической справке о Ленине написать "Родился в г. Симбирске в 1870, сильно облысел к тридцати годам, Некоторое время жил в Финляндии", и на этом поставить в характеристике жирную точку!
И всё-таки нашлись, нашлись дерзкие! З. Миркина и Г. Померанец в книге "Великие религии мира" [13] главу про Олимпийцев назвали "Молния разума", и в ней пишут "Быстрый, как Зевсова молния разум", "Это сама мысль Зевса" (об Афине) Но тире между Зевсом и разумом так и не поставили нигде, хотя и не раз подразумевали его: "Собственный разум, волю и руки человек начинает видеть как нечто великое и могучее, обожествляет их, создаёт человекоподобных богов".
Так точно! В ходе эволюции возникает уже не биологический, а ментальный эгрегор. И по своим совокупным возможностям он настолько же превосходил отдельного человека, как возможности нашего головного мозга превосходят набор функций отдельного нейрона. Попробуй не обожествить такое явление, особенно когда и реально работать с ним умеешь, и одновременно являешься древним, "синкретическим", да ещё и невежественным.
Налицо интересная и на первый взгляд странная мифографическая тенденция. Назовём её так: "Замалчивание ведущей роли Разума в теологическом эволюционном процессе, в установлении, упрочении и поддержании миропорядка".
Отнестись этому явлению можно двояко. С одной стороны предположить, что никакой особой роли у Разума в мире и человечестве просто не было, либо бог Зевс и принцип Разума не одно и то же, и нечего тут ни замалчивать, ни выпячивать (Зевс был просто бородатым сказочным мужиком с молниями, знаменитый своими сексуальными похождениями, а обожествили его захватившие в обществе власть мужчины для оправдания своей половой распущенности). С другой стороны, предположив такую роль и отождествив Зевса с Разумом, в той же степени, как Урана с пространством и Крона со временем, задать вопрос, отчего такое замалчивание возникло, что оно означает и с чьей подачи ведётся. Кому, как говорится выгодно? Ведь впечатление такое, будто историкам по мозгам настоящий CNN проехал. Оставим "на потом" вопросик?
Когда Рея подсунула своему мужу белый камень вместо малыша-Дия, хитроумный и ужасный владыка времени не заметил подмены. Объясним это помрачение сознания не халатной небрежностью (она в те времена ещё не была принципом мироустройства и не направляла своими путями развитие вселенной), а рядом интересных свойств Зевса, сделавших его неотличимым от камня... с точки зрения временного потока. Разум (везде далее будем считать, что это именно он) обманул Время. Разум существует в виде структуры, закрытой для временных изменений, но у него есть, конечно, свои внутренние часы, свой подсчёт периодических процессов. Его внутреннее время, правда, имеет мало отношения к реальному, примерно такое же как и график синуса в школьной тетрадке к смене времён года за окном, даже если ось абсцисс и пометят буковкой "t". Ведь и после этой пометки перед нами будет не "живое" время, а лишь графический образ некоего циклического процесса.
Кристаллическая структура камешка-Зевса образована так называемой понятийной сетью. Всё бесконечное многообразие и туманные переходы "аналоговой" реальности разум проецирует на свою понятийную сеть с чётко отграниченными друг от друга узлами-понятиями и строит модель любого объекта и события с помощью узлов-понятий и линий-логических конструкций. Да, разум не может охватить явление во всей его живой и текучей полноте, но он даёт носителю разума одну по-настоящему великую возможность. Манипулируя с моделью вместо реальности, с символом вместо предмета мы тысячекратно экономим своё внимание, так как модель содержит на много порядков меньше информации, чем реальный объект, выбирает лишь существенную информацию. Соответственно, разум в состоянии распространить своё влияние на тысячи объектов вместо одного, и со всеми может манипулировать... если, конечно, его модели адекватны действительности. Но где гарантия, что модели будут реальности соответствовать?
Сама ячейка (узел сети) у разума устроена несложно. Объекту соответствует образ (например, зрительный), образу соответствует понятие, понятию соответствует слово. Эта "стопочка" есть первичный инструмент матрицы ума, необходимый для успешной, т. е. адекватной "оцифровки" реальности перед передачей информации в "процессор" интеллектуального анализа. На этом инструменте основана магическая власть разума над объектами. Символы этого инструмента старинные и знаменитые: вытянутый указательный палец или направленное в цель копьё. Примем же, уперев руки в боки, величественную позу и с расстановкой произнесём: Слово сохраняет Власть над реальностью до тех пор, и только до тех пор, пока однозначно соответствует своему Понятию и реальному Объекту. По-другому: Разум способен целенаправленно и адекватно действовать в мире, пока называет вещи своими именами. Это принцип, который в просторечии, как оно ни смешно, зовётся Правда.
Что ж, разрешите представить гарантию того, что модели разума к реальности всё-таки какое-то отношение имеют. Дика, она же Правда, одна из дочерей Дия и второй его супруги Фемиды. Дочь Разума и космического Равновесия, она представляет собой принцип равновесия между разумом и объективным Космосом. Говорят, её дежурное положение было по правую руку от Зевса (Голосовкер). Её очень редко изображали в антропоморфном облике, это скорее один из абстрактных персонифицированных принципов. У Дики, видимо, не было собственного оружия, то есть Правда не могла сама бороться за своё утверждение в мире. Что представляет собой Разум без Дики-правды? Да набор слов, не связанных с понятиями и понятий, не имеющих отношения к реальности, то есть никчёмное словоблудие, враньё и маразм, попросту говоря, кривду. Поэтому разум обречён самой своей природой на постоянное отстаивание Дики-правды. В ней его сила и его связь с реальностью. Неудивительно, что Разум, подобно эллинскому богу Зевсу, зануден и жесток. Как заставить носителей разума чтить Дику-правду? Во-первых, неоднократным напоминанием одного и того же (занудство), а в особо важных случаях, во избежание негативных последствий для миропорядка и ударом молнии по башке (жестокость). Но если этого не делать, возобладают случайные процессы "кривды" внутри понятийной сети, и разум утратит свою власть и над миром, и над самим собой.
Молодой Зевс с самого начала творил чудеса. Находясь в потаённом месте (где-то на острове Крит) под надёжной охраной (неких воинов-куретов), быстро рос, и, осознавая всё вокруг себя, распространялся как кристалл в пересыщенном растворе, наращивая свой доступный в использовании ресурс. Новорождённый бог, начавши революционную деятельность практически с нуля, грудным младенцем, привлекает на свою сторону всё новые и новые силы и существа, и достигает-таки верховного положения в мире.
Начали быстро расти и блестящие члены и сила
Мощного Зевса-Владыки, промчались года за годами.
Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи...

Вот уже и тайны бабки-Материи для него открыты... Вот уже добирается Диево осознание до берегов Реки времени, и уже не в силах великая река поглотить и растворить Разум, слишком он развился, больно знаниями стал велик и несокрушимо крепок рефлексией. Зевс одного за другим осознаёт своих сестёр и братьев. Впервые масштабно демонстрирует боевую магию Разума, одним лишь пониманием вырывая кроновых детей из-под власти текучего и всё растворяющего Времени, и по праву победителя и освободителя (от себя добавим, ещё и "осознателя") устанавливает свою власть.
Благодеянья его не забыли душой благодарной
Братья и сёстры и отдали гром ему вместе с палящей
Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.
Твёрдо на них полагаясь, людьми и богами он правит.

Судя по выделенной фразе, интереснейшим сортом молний вооружился Зевс. Мы привыкли, что молния и гром - явления атмосферные, с хорошо известными физическими причинами. Неужели Гесиод не знал, что молнии сверкают в небе над головой? И небесные боги разных времён и пантеонов тоже, по свидетельству многих мифов, умели молниями баловаться и кидаться в цель. Но оружие Зевса заведомо не грозовые атмосферные разряды. Иначе почему до осознания этих молний богами их скрывала в своих недрах Мать-Земля? И воздух, и ветры, и грозы давным-давно уже были. Предположение: Олимпийцы постигли либо изначально знали какую-то интригующую тайну природы и доверили грозное оружие её использования Зевсу-освободителю.

Часть 7

Диева победа над Кроном была едва ли половиной дела. Всё ещё неподвластными для разумного осознания оставались эгрегоры природных стихий, могучие и обширные Титаны, безбрежные, яростные, самодостаточные и не признававшие новой власти. Даже олимпийские боги сильно уступали многим из них по энергетическому ресурсу. Десять лет длилось противостояние, и не принесло успеха ни одной из сторон. Титанический лом и приёмы олимпийской хитрой тактики взаимно увязли в патовой ситуации окопной войны. Обычное их оружие не принесло новым богам решительной победы. Такая долгая кампания, как теперь видно, была лишь свидетельством миролюбия Зевса, обладавшего тайной оружия, по истине массового уничтожения.
Дий призывает на помощь сторуких гекатонхейров. Котт заявляет от имени всех трёх братьев:
Ведаем мы , что и духом и мыслью ты всех превосходишь,
Злое проклятие разве не ты отвратил от бессмертных?
И не твоим ли советом из тьмы преисподней обратно
Возвращены мы сюда из оков беспощадных и тяжких...
...Выступим мы на защиту владычества вашего в мире.
И беспощадной ужасной войной пойдём на титанов...

...Те, что на свет из Эреба при помощи Зевсовой вышли, -
Мощные, ужас на всех наводящие, силы чрезмерной,
Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый...
Вышли навстречу титанам они для жестокого боя,
В каждой из рук многомощных держа по скале крутобокой.
.......................... подвиги силы и рук проявили
Оба врага. Заревело ужасно безбрежное море,
Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо,
И содрогнулось. Великий Олимп задрожал до подножья
От ужасающей схватки...

После этой артподготовки в атаку ринулся Зевс. То, что начало твориться на поле боя, сравнимо разве с документальными кадрами про испытания водородной бомбы: поперечная волна бежит по земле как по морю, пятиэтажки с места сдувает, как парашютики у одуванчика…
..................................всю свою силу
Он проявил. И немедленно с неба, а также с Олимпа,
Молнии сыпля, пошел громовержец-владыка. Перуны,
Полные блеска и грома, из мощной руки полетели
Часто, один за другим; и священное взвихрилось пламя.

Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела,
И затрещал под огнём пожирающим лес неиссчётный.
Почва кипела кругом. Океана кипели теченья.
И многошумное море. Титанов подземных жестокий
Жар охватил, и дошло до эфира священного пламя
Жгучее... Жаром объят был Хаос...

Ну и картины! Особенно впечатляет Хаос, объятый жаром. Если это не ошибка Гесиода в интерпретации, и Хаос это тот самый породивший Материю первопринцип... Впору только содрогнуться от мысли, что же за силы были развязаны Дием против Титанов!
Теперь исход войны был предрешен. Гий, Бриарей и Котт отправили титанов
В недра широкодорожной земли и на них наложили
Тяжкие узы, могучестью рук победивши надменных.
Сами же гекатонхейры стали стражами поверженных Титанов. То есть титаны как силы, как стихийные эээ... грегоры перестали быть наблюдаемы в нашем мире: в нашем пространстве, в нашем времени, в нашем осознании. Кстати, многие титанические сущности, в т. ч. все титаниды женского рода были прощены, а немало их примкнуло к олимпийцам раньше, за что они получили от Зевса в подарок разум, и за ними сохранились их вотчины в новом мироустройстве, а в придачу, конечно и кое-какие вассальные обязательства по отношению к утвердившемуся владыке.
А что означает "быть низвергнутым в Тартар", почему титанов попросту не убили, как позже попросту убивали в чём-то подобных им гигантов во время гигантомахии? И это низвержение, как показывает судьба фирмы "Бриарей и братья", процесс обратимый: сегодня низвергли, завтра при необходимости достали. Так где же находится этот
Сумрачный тартар, в земных залегающий недрах глубоких...?
Задай мы этот вопрос на сто лет раньше, и нам пришлось бы списывать всё на пылкое мифотворческое воображение древних греков (именно в нём, де, и находился Тартар с законсервированными внутри него чудищами). Но бурные новости науки двадцатого века не позволяют так просто перенести всё в плоскость "законов развития специфического мифологического сознания".

Часть 8

В начале столетия физика знала всего две фундаментальные силы природы: электромагнетизм и гравитацию. Первую описали уравнения Максвелла, а вторую знаменитая Общая теория относительности Эйнштейна представила просто как геометрические свойства нашего пространства в придачу со временем (единого пространства-времени). Сильнее искривление пространства - сильнее притяжение. Физикам Калуце и Клейну удалось описать эти две разные по природе силы в рамках одной теории, да вот только понадобилось вводить для этого четвёртое измерение пространства... (плюс время, всего получается пять). Ладно, когда такими умозрительными трюками с дополнительными измерениями пространств математики-теоретики занимаются, но ведь здесь о реальной физике речь. И какой у этого "пятого измерения" физический смысл? Где, то есть его искать, непонятно. Клейн предложил считать, что дополнительное измерение свёрнуто в очень-преочень маленькую петлю, а остальные, наблюдаемые нами, развёрнуты. Как, например у тонкой и длинной трубочки для питья сока измерение длины развёрнуто, а ширина "свёрнута" в петлю. Получается, каждая точка трубочки на самом деле не точка, а окружность. Выходит, по их теории и любая точка нашего "обычного" пространства, это точка петли в пятом измерении. И какого, интересно, диаметра эта петля? Клейн подсчитал, и получилось 10-32 м, то есть (хи-хи) в 1020. раз меньше диаметра атомного ядра. В общем, что есть это измерение, что нет, всё равно обнаружить его невозможно, и к теории этой относились как к изящному математическому фокусу, продуктивному курьёзу, так сказать, особенно после того как были открыты ещё и ядерные силы, и так называемые "слабые" взаимодействия между элементарными частицами. Они уже не вписывались в экстравагантную теорию пятимерного мира [27].
Но к 70-м гг. знаний об элементарных частицах и силах накопилось очень много, и была создана "Теория великого объединения", которая описывает все известные силы природы. Да вот только чтобы адекватно описать и учесть все процессы взаимодействия между элементарными частицами понадобилось в математических моделях использовать уже 10 измерений пространства. Три наших родных, развёрнутых, и семь свёрнутых в т. н. 7-сферу. Анекдот в том , что если использовать частицы с колоссальными энергиями , где-то в 1017. большими, чем на самых циклопических современных ускорителях, теория предсказывает развёртывание этих скрытых измерений пространства и слияние всех четырёх видов взаимодействий: гравитации, слабого, электромагнитного и ядерного в единую "суперсилу". Физики мечтают:
"Если бы удалось сконцентрировать достаточное количество энергии... то десять пространственных измерений оказались бы полностью равноправными... полная размерность пространства проявилась бы во всём своём великолепии. Дав свободу воображению, можно представить, что однажды человечество овладеет суперсилой. Если бы это случилось, то мы обрели бы власть над природой, поскольку суперсила в конечном счёте порождает все взаимодействия и все физические объекты; в этом смысле она является первоосновой всего сущего. Овладев суперсилой, мы смогли бы менять структуру пространства и времени... мы смогли бы по своему желанию создавать или превращать частицы, генерируя новые формы материи. Мы смогли бы манипулировать размерностью самого пространства, создавая причудливые искусственные миры с немыслимыми свойствами. Мы стали бы поистине властелинами вселенной!" (Пол Дэвис, "Суперсила" [27. стр.180]
Да вот только чтобы сообщить частице такую энергию, экспериментаторам пришлось бы построить ускоритель размером... 100 000 световых лет, аккурат с нашу родную Галактику. Но это, так сказать, "лобовой" путь наращивания энергии. Видимо, Зевс знал более изящные способы использования "суперсилы". И как раз то, что он её, умопомрачительную, знал и использовал, меньше всего удивляет. Повторимся, Зевс есть ментальный эгрегор. И его умственные возможности настолько же превосходят возможности отдельного человека, как наш головной мозг превосходит возможности одной изолированной нервной клетки. Зевс был великим физиком, теоретиком и экспериментатором, а люди в античные времена не были, примерно по той же причине, по какой сейчас не могут писать научные трактаты отдельные нервные клетки. Методов и эрудиции, знаете ли, не хватает.
Оружием Зевса в борьбе с титанами было знание свойств пространства и материи, а также заключенных там сил. Выскажем бредовую на первый взгляд мысль, которой будем придерживаться, что десять рук нужны были исполинам-циклопам для операций в... приблизительно десяти измерениях пространства, что бы они ни означали (кому-то поверить в существование десятимерного пространства так же трудно, как и в циклопов, но опытные факты заставляют таким допущением пользоваться). Если Зевс осознавал, а поделившиеся с ним тайной молнии циклопы в самом деле действовали в десятке измерений, то они могли по своему усмотрению распоряжаться "суперсилой", а значит и некоторыми видами сил, которые в неё входят на правах частного случая, в нашем эпизоде - электрическими молниями. И, заметим, не дожидаясь благоприятных погодных условий, буквально "среди ясного неба".
Шутки ради скажем про зевсову обратную технологию словами Пола Дэвиса: если бы мы обладали алгоритмом придания пространству полной размерности, в наших руках оказалось бы циклопическое количество энергии. Меняя структуру пространства, мы стали бы поистине… в некотором роде тем, чем владыка Зевс на взгляд древних греков вообще-то и являлся. Дело за малым: циклопы должны нас слушаться.
Гесиодовские Сторукие, по аналогии, оперировали примерно в сотне измерений пространства. И для описания всех их фантастических для сегодняшней науки и тем более техники возможностей, вроде описанного подобия атомной войны без атомной бомбы, понадобится теория, оперирующая где-то со стомерным миром, точнее говоря, объясняющая, при каких условиях и с какими эффектами пространство нашего родного мира становится локально стомерным. Причём в нём проявляются тогда три сходные между собой, но в то же время не тождественные силы, иначе бы у них не было трёх конкретных и разных личных имён, Гий, Бриарей и Котт (кстати у Зевса на службе стояли и Силы безличные, и потому безымянные, естественно, дотошные мифы их имён, в отличие от имён гекатонхейров, не приводят). Из Гесиода косвенно следует, что первоначально необходимый уровень энергии для развёртывания дополнительных измерений пространства был много меньше тех огромных значений, что декларирует Теория великого объединения. Зевс просто будит Сторуких и затем задаёт им определённую программу действия, и они целенаправленно действуют, добиваясь нужного результата.
Чтобы контролировать жизнедеятельность Сторуких, нужно было обладать по-настоящему Зевсовым умом, ведь меж плеч у тех великанов "по пятьдесят поднималось голов". Это наверняка не символ мудрости, так как даже самые мудрые боги изображались с одною головой. Кроме того, во времена Гесиода и Гомера не принято было центрировать человеческую личность в районе головы и отождествлять мудрость с головным мозгом. В этих случаях, как правило, говорили о "сердце", и о "душе". Видимо, для свободной деятельности в ста измерениях, Гекатонхейры должны были обладать достаточно шизофреническим сознанием, разделённым на полсотни относительно независимых центров, с полусотней отдельных гм... как бы это сказать... - направлений восприятия.
Эти свёрнутые, недоступные измерения пространства и представляются Тартаром древних. Внимание! К царству бога Аида Тартар прямого отношения не имеет! Это позднейшая путаница. Когда ко всем мифологическим фактам стали относиться как к выдумкам, то почему бы выдумки по-своему не перепутать? Выдумки не обязывают ни к чему...
Мы же прочитаем поэтические строки о тартаре, зная задним числом и о свёрнутых измерениях, и о запрятанных там тайнах многоликой и универсальной "суперсилы" физиков.
Там-то под сумрачной тьмою подземною боги Титаны
Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных
В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной.
Там обитают и Котт, Бриарей большедушный и Гиес,
Верные стражи владыки, эгидодержавного Зевса.
Там и от тёмной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звёздного неба
Все залегают один за другим и концы и начала
Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.
Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,
Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:
Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,
Стали б швырять и туда и сюда. Даже боги боятся
Этого дива. Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые чёрным туманом.

Нельзя, впрочем, не сказать о другой возможности толкования образов сторуких великанов, которые ведь могут представляться и фантазией древних греков. Однако в ходе титаномахии они сражались с могущественнейшими повелителями стихий и сокрушили их. В каком случае это возможно? Конечно, только если Титаны тоже плоды старинной красивой фантазии (Сталина не было. - Да ну кто же тогда уел Троцкого, Бухарина, Зиновьева и Каменева? - Так и их тоже не было!) Эта версия, конечно, имеет право на существование и может быть гораздо более научной чем наша, весьма отдающая плохой научной фантастикой, но она непродуктивна.. Из уверенности в том, что мифы штука сугубо вымышленная, хоть и вымышленная "по законам мифологического сознания", нельзя извлечь никаких прагматических выводов и знаний о мире. Для того, чтобы начать раскопки, Шлиману следовало вначале считать, что Троя вполне реальна. Подтверждения, доказательства, весомые результаты, сокровища, наконец - всё это будет потом, ежели нам повезёт и мы раскопаем в конце концов мифологический Олимп. Но для того чтобы начать такие раскопки, нужно принять рабочую гипотезу о реальности того, что мы читаем в мифах. Мы не будем интересоваться особенностями "первобытного" сознания, словно у нас с вами оно "второбытное". А вот понять и, если возможно, практически использовать то, о чем говорят мифы? Реконструировать и отыскать эту самую "обратную связь"?

 

Библиография
Предисловие
Олимпийцы среди нас
Великая рабская теологическая революция...
Мировоззренческая драма кесаря Тиберия
С умом умереть и с умом воскреснуть
Комментарий к Душе в трех частях с эпилогом