на форум
главная
о нас 
Диевы паруса
  Статья опубликована 28.07.2005 г.
в волгоградской газете "Крестьянская жизнь".
На сайте приводится полный авторский текст

Алексей Северьянов.

Лешие родного края.

Сухо, спокойно в пойменном лесу. Рядышком Дон, тёплый и неторопливый. Комара днём с огнём не найти. Август. Вечерокм засыпаешь возле палатки. Вдруг приближается неясное пение. Не птица, не зверь, на них бы и внимания не обратил, это точно человек. Не таясь ступает, подходит. Вскидываешься - нет никого, только летний ветерок листики на верхушках тополей перебирает. Лениво, еле-еле. Снова кладёшь голову на свёрнутый спальник, прикрываешь глаза. Эх! Окликают какие-то личности по имени, позвякивают котелками, переливают воду... Вот ерунда! Нет, не будет сна. Если уж хочешь выспаться, надо нардный способ применить: встать, раздуть костерок, кинуть в огонь хлеба-соли, водки плеснуть. Да просить старого Шиманаса до утра в сон не лезть. Тогда только и отдохнёшь нормально, сон будет глубокий, сладкий, без сновидений, без беспокойства...

Наши предки не видели в таких "встречах" ничего необычного, так как твёрдо верили, что природа населена многочисленными живыми духами лесов, степей, полей и речек. Строить отношения с духами природы им было жизнено необходимо. Ну нельзя же, -думали охотники, скушать дичь, и не отблагодарить лес, поймать рыбку, и не почтить реку. Это всё равно, что нам купить на базаре мешок сахара, и денег не отдать... Один раз получится, а в другой раз приметят, поймают!

Человек, защищённый технологиями и машинами, расплачиваться с природой потихоньку перестал. Духов природы, которые раньше были рядом, верования "отправляли" всё дальше от человеческого жилья. Сначала лешие, полевые и водяные стали вредной и бестолковой "нечистой силой", ютящейся в самых глухих и гиблых местах. А в век научно-технической революции стали умные люди друг друга убеждать, что духов природы вообще нет. Для одушевлённого начала природы учёные-этнографы придумали обидный термин "персонаж низшей народной демонологии", а мнение большинства людей превратило леших в вымысел и карикатуру.

"Всё у него шиворот-навыворот - полушубок задом наперёд надет, правая рукавица на левой руке, ноги вперёд пятками и нет правого уха. Начнёт смеркаться - кулаком продерёт леший зелёные глаза и загогочет. Или то в ладоши бить примется".

Примерно так как в этой сказке Алексея Толстого изображают Лешего в мультиках и иллюстрированных детских книжках. Понятно, что когда дети вырастают, они уже не верят в реальность такого Лешего, Чебурашки, или говорящего волка из "Ну, погоди!". Закончит человек школу, институт, и твёрдо усвоит, что существование леших опровергнуто наукой.

Да так ли это? Прежде чем заявлять, что что-то "опровергнуто", надо же вопрос разносторонне исследовать. Например, почему народные верования упорно "поселяют" духов природы в определённых постоянных местах? А если по таким местам проехаться, пожить да внимательно понаблюдать, сравнить с другими? В чём отличия? И вот когда мы этим в экспедициях занялись, то узнали, что естественные науки тоже отмечают интересные особенности "странных" природных территорий. Их можно обнаружить даже с простейшими метеоприборами, вроде термометра, психрометра и дымовой шашки для визуального наблюдения за воздушными потоками...

Река Щербаковка течёт, как уверяют, через вотчину Деда Щербака. Питается она, в основоном, подземными ключами. Температура ключевой воды примерно одинакова и зимой и летом. Зимой ключевая вода парит, а летом сильно охлаждает воздух. Над речкой возникает большой перепад температуры. Когда спускаешься в Щербаковскую балку к речке сверху, с жарких и сухих степных склонов, зачастую попадаешь словно в холодильную камеру. Причём граница температур очень резкая, ну максимум метра полтора по высоте: ногам уже сыро и прохладно, а голова ещё на жаре. В этой плосоксти перепада температуры возникают явления, прекрасно известные синоптикам. Если граница раздела высоко, будет конденсироваться водяной пар, содержащийся в тёплом воздухе, и образуются облака. А в окрестностях, где контакта тёплого и холодного воздуха нет, естественно, продолжает светить солнце. При низкой границе раздела над речкой выпадает туман. От разницы температур и влажности охлаждаемого воздуха зависит, станет ли просто пасмурно, или пойдёт дождик. Вдобавок, из-за сложного рельефа и разной отражательной способности степных участков поднимаются ещё и многочисленные восходящие потоки. От их диаметра, силы, влажности (был вчера дождик или нет? парит ли земля?) зависит, на какую высоту попадут воздушные массы, и, стало быть, как резко и насколько сильно они охладятся. Будут ли это лёгкие облачка, или крупный холодный ливень, а может быть и град. А если граница раздела холодного и горячего воздуха наклонная, или вообще вертикальная? Обязательно возникнет контраст давлений. Короткий порыв ветра сорвётся в круговерть. Если он не затих за несколько секунд, то развивающийся смерчь потащит в воздух килограммы пыли. А сухая пыль или влажная? Это важно, от влажности зависит электрический заряд пыли, электропроводность воздуха, а стало быть, возможность грозы. Да и вероятность того, куда именно ударит при грозе молния.

Все эти явления природы по отдельности науке не просто известны, но даже математически просчитаны. Существование зон с необычными и сложными погодными условиями тоже для науки давно не секрет. Вот что пишет "Физическая энциклопедия". "Районы, где преобладает действие глобальных климатических факторов, рассматриваются как зоны "хорошей", или ненарушенной погоды. В этих зонах отсутствуют значительные сокпления аэорозолей и источники сильной ионизации. При преобладании локальных факторов говорят о зонах нарушенной погоды (районах гроз, пыльных бурь, осадков и др.)." Трудность у метеорологов в том, что явления в зонах "нарушенной погоды" невозможно спрогнозировать более-менее точно. Десятки и сотни параметров сильно влияют друг на друга. Чуть-чуть затронут один, и вся ситуация в атмосфере меняется коренным образом. В таких местах прогноз погоды, сделанный для больших территорий, будет нас очень часто огорчать и подводить.

Наука не знает, как эту длинную цепь метеоявлений строго рассчитать. Зато человеческая практика знает, и знает уже много тысяч лет, что с этими явлениями можно попробовать полюбовно договориться, как одно живое существо с другим живым, и по-своему разумным существом.

До недавнего времени стоял В Щербаковской балке деревянный идол Щербака. Не древний, современный. Может быть, студенты в экспедиции шутки ради поставили, а может кто из местных жителей решил, тоже полушутя, духа потешить.

Там можно было оставить немного еды, разломить хлеба кусочек, поделиться со Щербаком ложкой каши из своего котелка. Полить идола водочкой, помазать маслицем. Вобщем, по традиции уважить местное природное сообщество в лице "полноправного представителя" - духа природы. Трижды позвав деда Щербака, можно озадачить его нашей просьбой. Дождик отвести, пыльную бурю утихомирить, удачной охоты попросить. Но, конечно, мы при этом должны разумно оценивать возможности лешего. Что он сделает, например, если половину европейской России накрыло дождями? Максимум, придержит осадки минут на пять-десять. А если на тысячу километров засуха? Максимум, что осилит - нагнать чахлый слепой дождичёк за счёт местного испарения.

Само собой, что леший не выполнит "заданий", которые могут плохо повлиять на природу, то есть и на него самого. Не станет он ни за что своему природному сообществу вредить, не оставит, например, землю без дождей, когда растениям нужна вода.

Итак, "хозяйство Деда Щербака" наводит на мысль, что природному духу для "работы" с погодой нужна своего рода "метеорологическая динамомашина", которая может дать резкую линию раздела в воздухе, а с другой стороны, сложное движение воздушных масс...

Вот другой пример. Шиманас, или как там его ещё кто из старожилов называет, "живёт" в Малой излучине Дона, примерно в окрестностях заброшенного хутора Подгорский. У него тоже есть своя "метеорологическая батарея". Стометровый белый обрыв коренного берега. Северный ветер, налетая на кручу, даст сильный восходящий поток, южный - вихревую тень на несколько километров в сторону низкого левого берега Дона. Сложная овражная сеть с перепадами высот организует в нескольких местах настоящие "аэродинамические трубы". Сильная воздушная струя сохраняет там одно и то же направление, даже если ветер в открытой степи меняется на противоположный. Эти течения могут дать и необычные низкие звуки, и диковинные акустические эффекты. Они тоже физике известны. Под названием "акустические волноводы" и "зоны молчания". В первых за полкилометра будет отчётливо слышен спокойный разговор, а во вторых за двадцать метров друг до друга не докричишься...

Между степью, обрывами, пойменным лесом получается аж тройная граница температуры, влажности, вихреобразования. А лес, он ещё и своеобразный шлюз для влажного речного воздуха. То есть сырой воздух может доходить до лесной опушки, а может не распространяться дальше берега реки (иногда утром туман накрывает всю пойму, а иногда стоит стеной, строго по донскому берегу).

Как-то, выехав "в гости к Шиманасу" вечерним автобусом, пришли на место уже глубокой ночью. Пока несли рюкзаки по степи, разгорячились. А время года-начало мая. В прохладном лесу быстро намокли от росы ноги, заложило нос. Развели костерок, плеснули в огонь граммов пятьдесят "за встречу", а потом сто "за избавление от насморка". Прошло за полторы минуты! Правда, через часок снова заложило, от хождения по мокрой траве. Но не надолго. Ложились спать, а воздух в лесу - вот дела! - становиля всё суше и теплее.

Подозрительно часто везёт в этом месте с погодой после того, как окажешь духу знаки внимания. Дожди мимо полосами ходят - весенний полив у "хозяина" вовсю идёт. Но ливень всё время не там, где ты находишься! Ниже-выше, правее-левее сквозят тучки...

И вот как-то надвигается из-за Дона "облачко". На этот раз свинцово-чёрное, "развернутое по фронту". Ну всё, это уж в лоб! Смоет наши палаточки... А день к вечеру, уже не просохнуть... Но побежал я не палатку укреплять (Шиманас дёрнул?) Побежал к соседнему лагерю, там "туряги" из Волжского стояли. Они накануне без смеха отнеслись к моим рассказам про здешнего "Лешака", и тоже ему "за дружбу" в свой очаг плеснули... Говорю, давай пробовать, бросим хвороста в костры, готовим хлеб-соль и водочку... Серьёзных осадков мы в тот вечер так и не не дождались. Ливень крутануло по здоровенной петле. Где-то за километр было слышно шуршание водяной стены. А нам достались только отдельные крупные капли. ..

Но не только в управлении погодой сильны наши "земляки-лешие". Вот что по поводу леших "открыла" биология с экологией. Оказывается, именно там, где ходит молва про природных духов и "необычные места", учредили в последние несколько лет... природные парки. "Щербаоквский", "Донской", "Волго-ахтубинская пойма", "Цимлянский". Может быть, в этот же ряд надо ставить и "Эльтонский" (надо проверять, по нему пока "потусторонних" данных мало).

Почему этим местам такое внимание? Не леших же, в самом деле, комитет охраны природы берёт под защиту! А ответ простой. В зонах "нарушенной погоды" разнообразие животных и растений заметно выше! В Щербаковской балке много лет, ещё до открытия природного парка, существовал заказник. В нем можно встретить почти треть видов растений из тех что обитают в Волгоградской области. В малой излучине Дона- уникальные места обитания редких растений из Красной книги. И там и там немало дичи, и там и там расположены охотничьи заказники. Зайцы, лисы, волки, косульки, кабанчики, а в Щербаковке и лоси не редкость.В нашей Волго-ахтубинская пойме - изобилие водных, околоводных и лесных птиц. А сколько там тихих ериков и озёр, где годами не появляется человек!

Эти чисто экологические факты "низшая демонология" тоже не обходит стороной. С точки зрения "низшей демонологии" любых народов, духи природы - это хранители своих территорий, покровители и защитники зверья и деревьев. Следят они за честной охотой, правильной вырубкой, за сбором трав. Что же удивительного, что разноробразие живых существ сохраняется как раз там, где за живностью, за "рациональным природопользованием", как теперь говорят, следит заботливый "хозяин"-лесник.

Недалеко, в Астраханской области, есть яркий пример такой "заботы". Там подозрительно долго (тысячи лет!) сохраняются редкие виды животных и растений. Ради них существуют федеральный заповедник и областной заказник... На горе Богдо, в ценре теперешнего заповедника, ещё два века назад стояли алтари Белого Старика калмыков-буддистов. Но "Старик" этот такой большой, такой издревле известный, что заслуживает обстоятелного персонального рассказа...