на форум главная о нас

Администрации Волгоградской области
по связям и содействию
религиозным организациям
Садченкову Юрию Тихоновичу.


Справка.
Об истории создания, особенностях вероучения,
религиозных практиках и социальной позиции религиозной группы
Волгоградская Олимпийская религиозная лига "Освобождение разума".

 

История олимпийских религиозных представлений началась более 4-х тыс. лет назад во времена так называемой Крито-микенской цивилизации. Базовые обрядовые техники и космологические концепции этой группы культов представляли собой один из вариантов Индоарийских религиозных техник и воззрений, о которых дают представление древнейшие письменные источники (Ригведа, Яджурведа). Сформировавшаяся в начале I-го тысячелетия до х.э. мифология и представления о патриархальном пантеоне настолько хорошо известны, что нет необходимости останавливаться на них подробно. Священные тексты, бывшие в этой системе верований описательными и культовыми, а не догматическими, отчасти дошли до наших дней ("Гомеровы гимны", "Теогония Гесиода"). В VIII-VII вв. до х.э. вместе с греческими переселенцами собственно олимпийские культы проникли на территорию бывшего СССР и России (Черноморское побережье). О близости религий эллинов с культами народов древней степи говорит "отец истории" Геродот. Он совершенно уверен, что народы Гипербореи (некой территории к северу от Нижнего Поволжья и Среднего Дона) поклонялись Аполлону, и упоминает о неоднократных далёких религиозных посольствах с территории современной России на остров Делос. В третьем веке до х.э. - втором веке х. э. культы олимпийских богов распространились, наряду с другими, по всему средиземноморью и в эллинистических царствах западной Азии. Третий - четвёртый века ознаменовались их упадком и потерей социальной роли, а начало средневековья - полным исчезновением. Непрерывной преемственности с данными культами не существует. Однако основные обрядовые формы, религиозное и социальное содержание культов реконструируется по многочисленным, хотя и разрозненным, историческим, искусствоведческим и археологическим источникам.

Об истории группы. Религиозная группа "Освобождение разума" сформировалась более двух лет назад в кругу людей, поддерживающих личное знакомство на протяжении последнего десятилетия, на почве общего интереса к истории религий, духовным учениям и биоэнергетическим практикам.

Мы столкнулись с тем, что наши взгляды приходили в противоречие с известными нам духовными учениями и религиозными доктринами. Не прекращая поиски способов сохранения собственной духовной целостности и человеческого самоуважения, мы пришли к необходимости возрождения Олимпийских культов как наиболее, на наш взгляд, гуманистических и социально ориентированных религиозных воззрений. Первые религиозные обряды были проведены нами 1.и 2. мая 2002 г. Последовавший за этим каскад жизненных событий участники не смогли истолковать иначе, как вмешательство теологических сил в повседневную жизнь. Систематически проводя обряды культов Зевса и Гермеса, участники убедились в устойчивости и повторяемости влияния теологических сил на человека, после чего несколько десятков знакомых также стали проводить индивидуальные религиозные обряды, в основном связанные с Гермесом, как наиболее прагматичным и близким к деятельности людей божеством. Обратившись к большому массиву переведённых на русский язык произведений древних авторов, участники занялись практической религиозной реставрацией культов античной Греции.

Религиозные практики группы. В настоящее время участниками группы проводятся обряды богов Зевса, Афины, Артемис (Артемиды), Аполлона, Гермеса и местных природных сущностей.

Обряд Гермеса проводится, как правило, индивидуально возле гермы, которая представляет собой воткнутый в землю невысокий шест или брус, украшенный спиральными насечками либо двумя белыми лентами. Жертвоприношением Гермесу являются выливаемые на герму водка, настойка, спирт, либо ароматические палочки с вереском. В январе 2005г. дирекция торгово-выставочного центра "Меркурий" планирует установку статуи бога на пл. Чекистов, которая станет, как считается, местом наиболее эффективного обращения верующего к богу Меркурию (Гермесу).

Обряды, связанные с остальными богами проводятся на данный момент за пределами населённых пунктов. В начале обряда божеству посвящается алтарный камень (им может быть какой-либо из находящихся неподалёку природных камней). Посвящение начинается с воскурения сухой травы чабреца (фимиама) или ладановой ароматической палочки с ходом участников вокруг камня по часовой стрелке. У алтарного камня выкладываются формальные религиозные атрибуты божества или их изображения (напр., в обряде Аполлона это могут быть лавровая ветвь как растительный символ бога, художественная кисть как символ искусства, апельсин как солярный символ, и пр.). Воззвание к богу начинается с чтения религиозных гимнов Гомера, отрывков из стихов Гесиода в русском переводе, либо с помощью трёхкратного произнесения имени божества. Посвящение нового алтарного камня участники группы начинают словами "Да будет благословенна земля, где пробуждаются боги". Далее возжигается курение из сухих трав (тысячелистника в обряде Аполлона, полыни в обряде Артемиды и пр.) и участники излагают свои просьбы к божеству. В качестве жертвенных чаш для возжигания на данный момент используются металлические дуршлаги.

Ритуалы, связанные с местными природными сущностями (Шиманас в Малой излучине Дона, Щербак в Камышинском р-не, Дух г. Богдо в Астраханской области проводятся в местах обитания духов в соответствии с правилами посещения охраняемых природных территорий, находящихся, как считается, под покровительством данных существ. Обряд, общий для огромного большинства языческих верований заключается в сожжении первой ложки приготовленной на костре еды, выливании спиртного в огонь, посвящении духу ("сатиру" или "наяде" в эллинской терминологии, "лешему" или "водяному" в родной демонологии) хлеба и соли.

Ввиду малочисленности группы, календарь религиозных праздников остаётся несформированным, так как простое перенесение дат античных празднеств, лишенных ныне социального и культурного контекста, представляется надуманным. На данный момент праздничные весенние обряды проводятся 1. мая, обряды Солнца и Аполлона - в ближайшее к летнему солнцестоянию воскресенье, а день после зимнего солнцестояния считается днём рождения большинства богов (римская традиция считала, что это 25-е декабря, и группа единодушно приняла этот день в качестве праздничной даты).


О социальной позиции группы "Освобождение разума".

Мы понимаем религию как один из естественных способов самоорганизации социальных систем, заключающийся во взаимодействии личности, группы или общности людей с силами и архетипами коллективного человеческого сознания с помощью личных и совместных (интеллектуальных, эмоциональных, формально-обрядовых) манифестаций этого взаимодействия.

Исходя из этого, мы признаём многообразие теологических сил и соответствующих им религиозных практик и обрядов.

Вследствие чего принцип Свободы совести целиком и полностью признаётся и за каждым участником внутри группы. Это означает, что религиозные воззрения группы не налагают никаких ограничений на участие членов в иных религиозных объединениях, культах и обрядах, не нарушающих законодательство Российской Федерации.

Считая верховного бога Зевса олицетворением мирового разума, мы приветствуем знания, образование, профессионализм, научные изыскания и все направления развития человеческого разума, не наносящие прямого ущерба жизни и здоровью людей.

Cчитая семью биологически естественным, и социально оправданным институтом, мы полностью полагаем решение вопросов о семье и браке на усмотрение участника группы как самостоятельного вменяемого и дееспособного лица.

Считая Великого бога Аполлона олицетворением психического здоровья, красоты и гармонии, мы приветствуем неувядаемый античный идеал разносторонне развитой личности. Считаем злоупотребление алкоголем и использование наркотических веществ прегрешением, а распространение наркотиков - преступлением перед богами и людьми.

Мы убеждены, что современная медицинская этика, провозглашенная нашим великим единоверцем Гиппократом и врачами Косской школы, имеет своим источником человеколюбивые культы Асклепия, Гигиеи, Панацеи и Аполлона-врача. Отказ от необходимого для спасения жизни и здоровья лечения и какой-либо медицинской помощи считаем абсурдом.

Считая Великую богиню Афину теологическим олицетворением гражданственности и патриотизма, покровительницей общественных, муниципальных и государственных институтов, военной теории и военного ремесла, мы всячески одобряем активную политическую позицию, использование гражданских прав и выполнение гражданских обязанностей членами группы, в том числе службу в вооруженных силах. Нарушение сознательно данной государству и народу присяги считаем клятвопреступлением и тяжким прегрешением перед богами.

Деятельность группы строим в соответствии с Конституцией, Гражданским кодексом, Законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях".


2. декабря 2004г. По поручению собрания инициативной группы подготовил (подпись) Северьянов А.Н.